Обкатываемая уже два года технология постепенно набирает обороты. В следующем году по Татарстану будут курсировать «беспилотные грузовики», способные со временем изменить правила игры в логистике.
Технический футуризм
Проект беспилотного «КамАЗа» был инициирован ещё в начале 2010-х годов. Его целью было создание автономного грузовика, способного осуществлять перевозки без участия человека. В 2016 году предприятие совместно с рядом исследовательских институтов и технологических компаний приступило к активным испытаниям прототипов. Первые успешные тесты прошли на закрытых трассах, где грузовик продемонстрировал свою способность самостоятельно двигаться, маневрировать и останавливаться при возникновении препятствий.
Летом 2023 года на трассе М-11 «Нева» был запущен проект «Беспилотные логистические коридоры», в рамках которого тестировались беспилотные «КамАЗы». За два года работы на этом маршруте челнинские беспилотники продемонстрировали исключительную эффективность: они не получили ни одного штрафа и ни разу не стали участниками дорожно-транспортных происшествий. Успешные испытания позволили расширить зону проекта, включив в него Центральную кольцевую автодорогу. Кроме того, в будущем году, по словам председателя правления госкомпании «Автодор» Вячеслава Петушенко, планируется запустить беспилотные грузовики и на трассе М-12 «Восток».
В этом году количество высокоавтоматизированных транспортных средств КАМАЗа достигло 20 единиц, а также состоялось открытие движения беспилотных магистральных тягачей по ЦКАД вокруг Москвы. В рамках проекта работают три машины: две модели «Маяк-1» и одна модернизированная «Маяк-2».При этом к 2028 году КАМАЗ планирует запустить серийное производство автономных грузовиков. В настоящее время проводятся их испытания в реальных условиях. За рулём находится инженер-испытатель, но автомобиль движется в беспилотном режиме.
— Если говорить о классификации беспилотных транспортных средств, то можно выделить пять уровней автопилота. Из них только последний уровень не требует участия человека. То, что мы сейчас видим, скорее всего, относится к четвёртому уровню. В таких системах присутствие человека необходимо, но робот выполняет все действия самостоятельно. Человек только следит за действиями компьютера без прямого вмешательства в его работу. Поэтому заправка все еще осуществляется людьми. Таких автомобилей пока не так много, — объяснил член Общественной палаты России и председатель Всероссийского общества автомобилистов Валерий Солдунов.
По его мнению, КАМАЗ стремится расширить свою линейку и занять все возможные рынки в стране. Эти усилия приносят свои плоды: в некоторых сегментах конкуренция стала менее жесткой, а в некоторых открылись возможности для выхода на новые рынки. В такой ситуации важно осознавать, что такое расширение приносит пользу всей команде.
— Больше года назад уже проходили подобные испытания на трассе М-11 «Нева», и они полностью себя оправдали. По этой трассе грузовики двигались караванами по 5-6 машин в каждом. Учитывая, что трасса предназначена для спокойного скоростного движения, она в основном относится к первой категории, с разделением встречных потоков и без светофоров, это идеальный вариант для обкатки беспилотных караванов. Поэтому трасса М-12 тоже подходит для этих целей. И то, что КАМАЗ решил использовать её для развития своей продукции, — это тоже хорошо, — считает Солдунов.
С точки зрения грузоперевозок, как подчеркивает спикер, активное внедрение беспилотных технологий значительно упростит этот процесс. Поэтому в течение следующих 5—7 лет можно будет увидеть, как эти первые шаги в области приведут к развитию технологий и сделают их неотъемлемой частью повседневной жизни.
С этими утверждениями согласен и эксперт по системам фотовидеофиксации Григорий Шухман, также отмечающий, что грузоперевозчики уже давно стремятся сократить свои расходы, включая оплату труда водителей, путём перехода на беспилотные грузовые автомобили. Помогут новые технологии и с обходом ограничений.
— Это открывает новые возможности. Во-первых, исчезает ограничение по времени управления автомобилем. Сейчас, согласно законодательству, водитель не может находиться за рулём более 8 часов подряд без перерыва на отдых. С появлением беспилотных автомобилей этот барьер исчезает. Если обеспечить необходимое обслуживание машин, включая заправку, то они смогут работать круглосуточно. Это ускорит доставку грузов и снизит затраты, так как отпадает необходимость в водителе. Потратившись один раз на установку автопилота, можно будет использовать его без дополнительных расходов, — заявил Шухман.
Дефицит дальнобойщиков
В настоящее время, по словам Солдунова, наблюдается острая нехватка водителей, что мешает эффективно осуществлять грузоперевозки. Ситуацию не меняют и относительно высокие зарплаты в сфере.
— Время высоких зарплат у водителей грузовиков прошло. Да, по сравнению с некоторыми другими профессиями их доход был высоким, но инфляция внесла свои коррективы. Сейчас есть области, где зарплаты сопоставимы или даже выше. Поэтому наблюдается острая нехватка водителей грузовиков. В такой ситуации развитие ситуации в сторону автоматизации может помочь решить эту проблему, — уточняет председатель общества.
Беспилотные грузовики, по мнению Солдунова, еще и снизят логистические расходы при перевозках. Ведь расходы по зарплате водителю, а также потребление топлива не будут съедать бюджет транспортных компаний.
— Когда компьютер управляет автомобилем на большие расстояния, можно значительно сэкономить на топливе. Не стоит забывать о системе «Платон», которая фиксирует проезды по платным дорогам. Если вы можете заранее прогнозировать расходы на поездку, учитывая, что все процессы полностью автоматизированы, то знаете, сколько топлива потребуется. Робот будет поддерживать постоянную скорость, и это значительно упростит прогнозирование. Поэтому с точки зрения логистики и крупных предприятий, использование роботов в ближайшие годы может стать очень выгодным. Я думаю, что нам потребуется менее десяти лет для того, чтобы эти технологии стали коммерчески доступными, — отметил Солдунов.
Он отмечает, что, несмотря на то что в кабине грузовика всё ещё находится водитель, выполняющий функции контролёра, расходы на его содержание значительно ниже, чем на обычного дальнобойщика. Кроме того, это открывает горизонты для новых технологий, которые раньше казались лишь фантастикой.
— Для КАМАЗа это не просто имиджевый проект. Важно двигаться в ногу со временем, и беспилотные технологии — не только сам процесс, но и множество сопутствующих решений. Это радары, лидары, системы отслеживания и трекинга, а также все системы автомобиля, которые могут быть использованы и за пределами беспилотного движения, и они важны для развития нынешних технологий, — отметил эксперт.
Законы и нюансы
Председатель Всероссийского общества автомобилистов считает, что одной из интересных функций может стать возможность полностью дистанционного управления грузовиком человеком в экстренных ситуациях. Такая функция может быть активирована по сигналу датчиков. Контролер, находясь в офисе, сможет взять на себя управление фургоном и временно обеспечить безопасность без необходимости физически находиться в фуре. Но основу все же сохранит беспилотная технология.
— Сейчас, с развитием искусственного интеллекта управления транспортом, даже в таких «примочках» нет необходимости. Большинство вопросов компьютер уже давно в состоянии решить на дороге самостоятельно, — напоминает эксперт.
А вот правовое регулирование подобного вида транспорта до сих пор оставляет ряд вопросов. Шухман отметил, что одной из нерешённых проблем является отсутствие законодательного регулирования статуса беспилотных грузовиков в случае дорожно-транспортных происшествий. Кто будет нести юридическую ответственность, если такой грузовик попадет в аварию?
— Сейчас они ездят по трассе без каких-либо проблем, но что будет завтра? Авария — это не вопрос вероятности, а вопрос времени. Представим, что произойдёт погодная аномалия, и в апреле выпадет снег, а дорога обледенеет. Неизвестно, предусматриваются ли такие ситуации. Если водитель в таких условиях может остановиться, выбрать подходящее место и так далее, учитывая свой опыт, то с автопилотом всё не так очевидно. Случаи ДТП, проблемы с подъёмом на горку — эти вопросы до сих пор остаются нерешёнными, хотя теоретически они покрываются страховкой. В нашей стране, если в ДТП со смертельным исходом часть вины лежит на водителе, даже если он не был виновен, он может понести ответственность, в том числе отправиться в тюрьму. А что будет в случае ДТП с участием автопилота? Кто будет отвечать? Или получится так, что откупились — и всё, можно ехать дальше? — задается вопросом автоэксперт.
Согласно статистике, как подмечает Шухман, автоматика может страховать человека, поскольку она не устаёт и не теряет концентрацию. Однако такой вид страховки стоит дороже, чем работа водителя.
— Каждый, кто ездил в качестве водителя, знает, что со временем теряешь контроль над ситуацией и начинаешь засыпать. Если контролёр в кабине поймёт, что что-то пошло не так, у него может не хватить времени на реакцию и включение управления. Чем больше он будет ездить в беспилотнике с датчиками, тем больше будет расслабляться, ведь зачем напрягаться, если машина едет сама? В результате рано или поздно это всё равно приведёт к ДТП, — считает Шухман.
По мнению Солдунова, законодательство будет развиваться постепенно, учитывая все возможные нюансы и исключая вероятность столкновений на дорогах. Также не стоит недооценивать интеллектуальные системы, которые активно работают над предотвращением таких аварий.
— Современные автомобили оснащены множеством систем, обеспечивающих безопасность дорожного движения. Это системы устойчивости и стабилизации, а в грузовиках их ещё больше: они следят за тем, чтобы прицепы не раскачивались. Также учитываются погодные условия: даже камеры считывают разметку и другую информацию. В такой ситуации человек играет роль наблюдателя: он контролирует, чтобы все данные фиксировались, а компьютер принимал решения, исходя из конкретных условий на дороге, — сообщает Солдунов.
Нет проблемы и в скорости реакции. Ведь современная машина, по его словам, независимо от страны происхождения отреагирует даже быстрее человека. Сейчас на большинстве современных автомобилей есть система экстренного торможения, которая при резком сокращении дистанции с впереди едущим автомобилем сама начнет тормозить, водитель даже опомниться не успеет. А вот на что стоит обратить внимание, так это на развитие беспилотных технологий для устранения проблем с принятием решения, как поступить в той или иной ситуации
— Например, был случай с «Теслой», когда автомобиль, увидев потенциальное лобовое столкновение, резко свернул на обочину и сбил человека, который шёл по краю дороги. То есть компьютер принял решение уйти на обочину. Правильно это или нет — это вопрос, который в первую очередь нужно задать инженерам, — уточняет председатель Российского общества автомобилистов.
Таким образом, как отмечает эксперт, технические специалисты активно занимаются этим вопросом, требующим тщательного анализа вариантов развития событий и последующей корректировки. Не забывая и про такие ресурсы, как время и терпение.
Автор материала: Павел Наумов
ИД «Вечерняя Казань»